На главную

ВЕТЕРАНЫ ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВ

ИНТЕРВЬЮ С ВЯЧЕСЛАВОМ ЦОЕМ

ОтветственныЙ секретарь Международной организации по объединению Кореи, он экс-президент Санкт-Петербургского отделения Корейской ассоциации и Культурного корейского центра. Он встречался с видными политическими деятелями Кореи. Это он в 1988 году, когда между СССР И Южной Кореей еще не существовало официальных дипломатических контактов, организовал выезд более двухсот советских спортсменов-корейцев на Национальную корейскую Олимпиаду, после чего в Южной Корее узнали, что в Советском Союзе живет 450 тысяч корейцев. И в том, что в марте 1993 года российское правительство приняло решение о реабилитации всех корейцев, выселенных при сталинском режиме из Приморского края (корейцы первыми в СССР испытали на себе последствия политики массового насильственного переселения народов), есть и его заслуга. И все-таки большинству людей он известен не как общественный деятель, а как мастер восточных единоборств.

Мы беседуем с ВЯЧЕСЛАВОМ ДИНОВИЧЕМ ЦОЕМ:

Корр.: Вячеслав Динович, недавно Вы организовали семинар и показательные выступления мастеров халкидо из Южной Кореи. Приехали десять черных поясов, от девятого до четвертого дана, — уровень высочайший. Насколько трудно было организовагь приезд мастеров столь высокого класса?

В. Цой: До 1983 г. хапкидо было неизвестно не только у нас в России, но и в Европе. Это направление традиционно для Кореи, где оно рассматривается не просто как боевое искусство, а как национальное достояние, и поэтому его развитие за пределами страны было запрещено. Мы говорим сейчас не о Северной или Южной Корее, а о Корее в целом, но поскольку этот вид стали целенаправленно развивать на Юге, то все считают его южнокорейским направлением.

До нашего семинара выездов мастеров такого уровня за рубеж никогда не проводилось. Организовать прием было очень трудно, приходилось убеждать чиновников из спорткомитета России. Ведь к нам в гости приезжали руководители и учителя школ хапкидо Кореи, которые и у себя дома видятся редко, а тут вот смогли собраться вместе и приехать.

Развитие стиля хапкидо началось две тысячи лет назад. Корейский народ имеет пятитысячелетнюю историю, в течение которой Корея около девятисот раз подвергалась нашествиям. Но народ Кореи сумел пройти через эти испытания, и, как сказал в своем слове перед показательными выступлениями мастеров хапкидо на Зимнем стадионе руководитель корейской делегации и член Олимпийского комитета Южной Кореи господин Ли, это стало возможным в том числе и потому, что народ имеет такую надежную защиту, как хапкидо. «Дух хапкидо, — продолжал он. — это, во-первых, преданность и любовь к Родине. Во-вторых — почитание родителей и старших. В-третьих — сохранение веры и долга. Только имея такой дух, человек может заниматься хапкидо».

В самом слове «хапкидо» слог «хап» означает "объединение». Существует множество различных значений этого иероглифа, например «объединение и единство духа и тепа». В плане же технических приемов, а их в этом стиле более двухсот, хапкидо является объединением самых ценных приемов, входящих в существующие ныне системы восточных единоборств: броски и страховки при падениях относятся к дзюдо, удары ногами — к таэквондо и каратэ, упражнения с предметами — к разделу китайских единоборств с оружием. Большое внимание уделяется и работе по анатомическим точкам. Считается также, что все приемы хапкидо регулируются и контролируются дыханием. Существуют и отдельные дыхательные упражнения, при выполнении которых точкой концентрации является нижняя часть живота. Поэтому совсем не случайным является то. что вторым слогом в названии стиля идет «ки», или «ци». — внутренняя энергия человека, пневма, о которой говорится во всех восточных трактатах по единоборствам. А «до» означает «путь», стремление к вершинам. Хапкидо является чисто прикладным видом единоборств, и соревнования по этому направлению никогда не проводятся. Существуют лишь демонстрация техники и показательные выступления. Как сказали мастера, приемы проводятся лишь в треть полной силы, а удары во всех спаррингах лишь обозначаются, поскольку иначе переломы и травмы были бы просто неизбежны.

Корр.; Семинар был уникален еще и тем, что перед ним стояли очень большие задачи. Обычно семинар имеет целью повысить уровень мастерства определенной группы занимающихся и официально удостоверить это получением пояса, дана или сертификата на право преподавания соответствующего стиля. А тут было объявлено, что официальная цель семинара — это расцвет хапкидо в России,

В. Цой: В России есть очень много корейских общин, практически во всех городах, но даже сами корейцы не знали о существовании хапкидо. Когда я им рассказывал об этом, то они удивлялись: «Может быть, это айкидо?» Я им отвечал: «Да. если хотите, но на самом деле это корейское хапкидо». Иногда даже приходилось, объясняя, говорить, что хапкидо — это корейское дзю-дзгацу. Я вынужден бып это делать потому, что каратэ, айкидо, дзю-дзюцу, дзюдо известны шире. Японцы — нация практичная, они пераыми начали популяризацию своих национальных видов спорта и культуры в мире. Сейчас, насколько я знаю, на уровне правительства Южной Кореи намечаются большие сдвиги а области экономического сотрудничества с Россией. Много приезжает туристов и творческих коллективов. Наш Культурный корейский центр уже организовал гастроли Национального балета Кореи, фольклорного театра. Я считаю, что на следующем этапе должен идти спорт. Таэквондо и вонхвадо уже сделались популярными. Теперь очередь за хапкидо. Чем замечателен приезд этих мастеров? Тем, что они создали на базе Санкт-Петербургской федерации Международную федерацию хапкидо. На наш семинар приехали представители Эстонии, Латвии, Беларуси, и мы, согласовав это с руководителями делегации, которые представляли Ассоциацию южнокорейского хапкидо, созвали учредительное собрание, где и была создана новая федерация. На этой базе самими мастерами планируется создать Европейскую ассоциацию хапкидо, которая базировалась бы у нас в Санкт-Петербурге. Я б.ыл очень польщен, поскольку мастера сказали, что они хотели бы начать развитие хапкидо за пределами Кореи не из Европы или Америки, а отсюда, из России.

Корр.: Это признание заслуг или подарок?

В. Цой: Возможно, это произошло потому, что я первым затронул тему развития хапкидо как части национальной культуры за рубежом, и корейцы, видя наше стремление заниматься, пошли нам навстречу. Может быть, эта миссия была поручена мне также и потому, что три года назад я начинал внедрять таэквондо. Мне стоило больших усилий соединить Частный университет Сеула и наш Институт физкультуры имени Лесгафта. Сегодня в институте открыто отделение таэквондо, где работает мастер Ким, пятый дан. За последние полгода уровень сборной Петербурга по таэквондо резко поднялся. Мастер есть мастер. Те, кто видел нашу команду на Кубке Европы, проходившем в Санкт-Петербурге, могут подтвердить это. Корейцы приехали и увидели, что таэквондо поднято на должный уровень. Я сам имею пятый дан по хапкидо, и я мог бы сам проводить семинары и показательные выступления, но я не делаю этого, поскольку я хочу, чтобы публика нашего города, а с помощью телевидения — и других регионов смогла увидеть воочию это искусство. Я считаю, что если это корейский вид спорта, то первые, кто должен продемонстрировать его в России, — это сами его родоначальники. Если это касается японской борьбы, то пусть японский мастер покажет. Да и интерес к подобным выступлениям очень большой. На Зимнем стадионе я увидел спортсменов — соратников, коллег, которые ведут секции каратэ и у шу и которых я уже не видел по три-четыре года.

***

На татами стояли одиннадцать черных поясов, от девятого до четвертого дана. Последовало лаконичное приветствие — рука на сердце. Затем мастера сели на колени и выполнили два земных поклона с возгласами: «Хапки», Член Олимпийского комитета

Южной Кореи, сидевший за столиками вместе с организаторами выступлений, тоже встал и поклонился мастерам. Зал замер в ожидании чего-то необычайного. Это действительно был редкий по красоте длительности каскад приемов и техники, длившийся около полутора часов. Это была настоящая энциклопедия возможностей корейского единоборства, представавшая перед глазами зрителей.

Мастера выступают парами, сопровождаемые комментарием господина Сона, девятый дан. Вот идут дыхательные упражнения и такси-таксе — техника ног, схожая с приемами таэквондо, — например двойные удары пяткой на уровне колена и головы. Все эти формы входят в комплекс разминочных упражнений.

Мастер Кон Пин Ку, седьмой дан. и мастер Ким Тин Вон, четвертый дан, демонстрируют работу с оружием. Короткая палка — это основное оружие защиты в хапкидо, и в умелых руках она может оказаться весьма эффективной даже против меча. Так оно и происходит: колющий удар мечом, молниеносный отход в сторону, неуловимое движение — и меченосцу заломлена рука. Конечно же, любой, занимающийся хапкидо, должен и сам владеть оружием, например наносить удары короткой палкой по анатомическим точкам запястья и предплечья или, заломив руки противника с помощью все той же короткой палки, бросить его через плечо.

В хапкидо, разумеется, существуют приемы защиты и для пустых рук. в том числе защита от холодного оружия. Производится выпад ножом, но рука перехватывается, выламывается ударом снизу, а затем нападающий переворачивается в воздухе: бросок выполнен мастерски. Можно, как это показали Пян Чун ён. пятый дан, и Ким Тин Вон, поступить

иначе. Для этого вам надо выбить у противника нож, захватить его шею в прыжке двумя ногами с обеих сторон и бросить его через себя. Очень эффективный прием: противник просто оглушен. Несколько лет тренировок — и. без сомнения, начнет получаться.

Если вы хотите узнать, как в хапкидо можно использовать ноги, то трудно было бы посоветовать что-нибудь лучшее, чем взглянуть на выполнение ударов ногами мастером Кон Пин Ку. Три металлических диска подняты на высоту ЁГполтора человеческих роста. Три мгновения — и диски лежат на татами, отброшенные на несколько метров сокрушительными ударами. Три раза диски поднимаются на заданную высоту, и три комбинации ударов в полете, проведенные на высочайшем уровне исполнительского мастерства, выбивают их из рук ассистентов. Вся эта демонстрация производит на зрителей огромное впечатление, и они не раз награждают мастеров долгими и горячими аплодисментами.

Если ваш интерес к технике ног в хапкидо еще не угас, а только разгорается, то серия ударов ногами на точность должна привести вас в восхищение. Мастер Ким Тин Вон продемонстрирует вам удар двумя ногами на высоте полугора человеческих ростов, проведенный с переворотом через себя в сальто: один из металлических дисков отлетает метров на двадцать. Или. например, выбивание в прыжке с разворотом на 360' яблока, сжатого зубами партнера. Мелкие кусочки, на которые разлетается яблоко, сгребают с татами ногами — некогда, потому что тут же, с промежутком в секунду, другой парой мастеров выполняется прием, напоминающий подвиг Вильгельма Телля. Только вместо выстрела из лука производится удар ногой с полного разворота — и Яблоко, располагавшееся на макушке ассистента,'катится к скамейке фотожурналистов. Реакция при ударах ногами тоже важна: попробуйте-ка выполнить красивые и сильные удары по четырем дискам, расположенным в шахматном порядке слева и справа от вас на расстоянии восьмидесяти сантиметров друг от друга, да не как-нибудь, а с разбега, и вы почувствуете, насколько она необходима.

Чего тут только нет, в этом фейерверке боевого мастерства и силы: заломы рук и перевороты, броски и акробатика... И все это только в тридцать процентов силы! Даже если на татами женщина.

«А сейчас госпожа Чон Ни Ха. пятый дан. — объявляет господин Сон, — будет демонстрировать приемы, доступные хрупкой женщине». Броски, захваты за шею, защита от захвата сзади за плечи, броски через себя, заломы рук — вот тот арсенал женской «слабости», который позволит ей в момент опасности совладать с грубой мужской силой.

Впрочем, нарушителей общественного порядка, преступников чаще всего задерживают работники органов внутренних дел или охранных структур, для которых и предназначены те приемы, которые демонстрирует нам Ли Инь ён, восьмой дан. Цель этих приемов — уложить нападающего и связать ему руки. Вот произведены перехват удара, залом кисти, бросок противника на землю и связывание рук. Еще одна попытка нападения! И вновь рука перехвачена, на этот раз уже другим приемом, и вновь бросок о землю, но рука Не отпущена. Легкое движение — соперник снова поднят с татами, и Ли Инь Ён медленно обводит его вокруг ковра, управляя им с помощью заломленной руки, как лодочник правит курс рулем. Как, противник еще не подавлен?! Тогда, разумеется, надо произвести бросок о землю, да не один раз, а пять-шесть в разной последовательности, чтобы у него и мысли о сопротивлении больше не возникало. И как гроссмейстер использует лишнюю фигуру, уверенно приводя шахматную партию к победе, так и мастер использует все преимущества своей позиции в поединке, чтобы противник сам убедился а неизбежности своего окончательного поражения.

Другой род приемов, необходимый частным детективам, — застегивание наручников на сопротивляющемся противнике. Вот на мастера неожиданно нападают, но в ответ производятся неожиданный захват руки и скручивание противника. Одно кольцо наручников защелкивается, и идут броски — три-четыре броска атаковавшего о землю, а затем ведение его с заломленной рукой: мастер держит противника за кисть, а другая рука мастера пропущена под локтем соперника и упирается в его плечо, бросок противника вперед — и рука нападавшего заломлена за его собственную ногу. Мастер, обладатель восьмого дана, задает вопрос: «Нужно ли защелкивать наручники на второй руке?» Впрочем, зачем так стараться самому? Надо попросить застегнуть наручники самого противника (а у него — четвертый дан), затем нажать на болевые точки. И тот действительно выполняет просьбу. Все это похоже на фантастический спектакль.

Нападение с ножом. Рука, держащая нож, захвачена за запястье. Нож остается в руке, но противника бросают, как хотят. Его рука пропущена между ног: нож оказывается под пахом, руки защелкнуты за левой ногой. Зал, весь было застывший от напряжения, взрывается аплодисментами. К плененному подходит ассистент, размыкает наручники. Тот встает и долго разминает ключицу.

Одна из характерных особенностей хапки-до — умение превратить любой предмет во вспомогательное орудие защиты. Для этого может использоваться, например, пояс, сложенный вдвое, которым останавливается удар ноги. Или залом руки, за которым следует удар поясом. Или захват поясом бьющей руки и привязывание ее к шее. Разумеется, продемонстрированный пояс был черного цвета, и принадлежал он Кон Пин Ку. Столь же эффективны, как и эффектны, защита тростью и защита длинной палкой от меча, показанные Ким Том Суном. восьмой дан.

И наконец — финал. На татами выходит мастер Сон. Защита от двух нападающих одновременно — это восклицательный знак в конце шоу. Впрочем, это не шоу, а просто показательные выступления, демонстрация приемов с техническим комментарием. Но насколько завораживает настоящее боевое искусство! Двое нападают одновременно — два захвата за лучеэапястный сустав — два синхронных броска. Оба упавших противника встают, потирая плечи. Внимание зрителей полностью сконцентрировано на происходящем, они просто не могут отвести взгляд от татами. Нападение спереди и сзади одновременно: атака отбита — и за этим вновь следует оглушительный шквал аплодисментов. Все участники выходят на площадку. Комплекс исполняется в парах всей делегацией. Каждый работает с тем. что ему нравится. —• поясом, наручниками, тростью... Все схватки происходят синхронно, это звучит как оркестровая партия. Зрелище невероятное: проходит три-пять секунд — и все противники лежат на татами. Это действительно зрелище, хотя оно и не должно быть таковым.

Общий поклон участников — и долгие несмолкающие аплодисменты зала. Последнее слово просит глава приехавших мастеров господин Сон: «Мы заканчиваем показательную программу, благодаря Вячеславу Цою мы встретились в России. Давайте поаплодируем ему».

***

Корр.: Вячеслав Динович, расскажите, пожалуйста, о Вашем центре.

В. Цой: Наш центр создан в 1988 г. На сегодняшний день все. кто занимается в нашем центре, — будь то дети, средний возраст, сборная или инструкторы — занимаются бесплатно. Финансирование идет от спонсоров. Постоянных спонсоров нет, поэтому их все время приходится искать, И они находятся, часто среди состоятельных родителей. Сейчас мы хотим попробовать коммерческое направление в спорте. Ежегодно в США, в Лас-Вегасе, проходит фестиваль черных поясов. Там все это трансформировалось из спорта в разряд шоу. Допустим, ката по каратэ выполняются под музыку. Так танцуют, наверное, только профессионалы балетных трупп, которые начинают движения с первым тактом и заканчивают так же точно и с той же восхитительной грацией. Причем все это исполняется на очень высоком техническом уровне, Думаю, что мы тоже вскоре перейдем к этому. Первые показательные

выступления детей под музыку уже проходили. Это гораздо красивее и зрелищнее. Специалистам важно, как это выполнено технически, а рядового зрителя интересует, чтобы это красиво смотрелось.

Корр.: Какие стили восточных единоборств преподаются в Вашем центре?

В. Цой: Во-первых, это, конечно, хапкидо. В нашем центре будет преподавать корейская супружеская пара — мастер седьмого дана, человек, на мой взгляд, уникальный, поскольку владеет очень многими видами оружия, например тростью, короткими палками и т. д., и его супруга, пятый дан, которая будет вести раздел женской самообороны в хапкидо. Думаю, что это направление станет у нас не менее популярным, чем остальные. Корейцы будут вести тренировки только для инструкторов, которые уже на местах откроют новые клубы. Пока что хапкидо в России культивируется только у нас, в Петербурге, но после выступления мастеров, мне кажется, произойдет всплеск желающих заниматься новым стилем. Каратэ у нас ведет Валерий Морозов, мастер спорта по дзюдо, начавший заниматься этой борьбой еще в семидесятые годы и затем перешедший в каратэ. Таэквондо тренируют Валерий Горлов и С е ргей_Д_е д ко в, чьи ребята демонстрировали свои показательные выступления на Кубке Европы. Тайцзицюань, багуачжан. саньда и работу с оружием у нас уже второй год будет вести мастер Чэн.ь из Китая. Приятно, что китайское направление преподает китайский мастер, причем очень высокого уровня. Помимо спортивных направлений, мы сейчас открываем центр корейской иглотерапии.

Вячеслав Цой закончил 1-й медицинский институт в городе на Неве и был принят в больницу № 20 на улице Гастелло — одну из лучших больниц города, где начал работать хирургом. Иглотерапией, так же как и восточными единоборствами, он начал заниматься еще в студенческие годы. Из-за аллергии руки долго проработать хирургом он не смог и полностью перешел в область спортивной деятельности. Начинал он свою «боевую» биографию е семидесятых — с дзюдо, где достиг уровня мастера спорта. Затем наступила эпоха каратэ, которая принесла ему заработанные долгими и настойчивыми тренировками звания трехкратного чемпиона Ленинграда и чемпиона Советского Союза. После этого были занятия по таэквондо, три года тренировок по айкидо.

«В Корее, — рассказывает он, — таэквондо считается первой ступенью, поскольку оно имеет предел технического совершенства. Там нет разнообразия приемов. Можно достичь универсальности в техническом плане, и это будет предел. Второй же ступенью в Корее считается хапкидо. Все мастера хапкидо. приезжавшие к нам. имеют третий-четвер-тый даны по таэквондо. Я разговаривал со специалистом, имеющим девятый дан. Я спросил его, чем он занимается сейчас, после того, как он достиг девятого дана. И он ответил, что когда он занимался

таэквондо, то видел предел. А теперь — нет. «Я думаю, что я еще многого не знаю. Я даже в последний день жизни не буду думать, что все знаю». — И это говорит обладатель девятого дана! Это тоже показатель мастерства».

Вячеслав Цой три года занимался зйкидо, поскольку считает этот вид бесконечным в плане комбинаций техники, но когда появилось хапкидо, то, естественно, он стал уделять больше внимания последнему стилю. Годом основания центра, который носит сейчас его имя, он считает 1988 г.. когда с четырнадцатью инструкторами он ездил по многим городам России, где они давали показательные выступления. Это были настоящие шоу с декорациями, с занавесями, разрисованными иероглифами, с музыкальным оформлением. «Шоу длилось час двадцать, — с увлечением вспоминает он. — Мы показывали целые спектакли со всеми видами единоборств, которые существовали в то время в стране. Это были каратэ, северокорейский стиль таэквондо, айкидо, дзюдо, самбо, у шу, работа с оружием... Нас с удовольствием принимали. На черноморском побережье не осталось ни одного санатория, где бы мы не выступали. Мы работали три года подряд в Артеке, и каждый раз нас там ждали».

Он и сегодня по-прежнему столь же энергичен и уверен в себе. Его центр расположен в двух минутах ходьбы от Невского проспекта. Он полон грандиозных планов на будущее. «Интерес к каратэ в нашей стране падал. И когда на этом фоне появился новый стиль, таэквондо, то на него сразу возникла мода. Поэтому я вам говорю, что если сейчас я полностью переключусь и задамся целью развивать только хапкидо, то через полгода все будут заниматься только хапкидо».

В конце нашего разговора Вячеслав Дмнович рассказал нам, первым из журналистов, об одном из своих планов: «Я давно хочу создать школу, где дети днем будут заниматься общеобразовательной программой, а после обеденного перерыва — восточными единоборствами. В Академии, как она будет называться, корейскими мастерами будут преподаваться такие стили, как таэквондо, хапкидо и сирин. Последний является для Кореи таким же сугубо национальным видом единоборств, как для Японии — сумо. Между прочим, контракты с корейскими учителями уже подписаны. Что касается японских стилей, то ученики смогут попробовать свои силы в дзюдо, в наиболее популярных видах каратэ, а также в айкидо. Ответа на посланный мною в Японию запрос о возможности преподавания в школе японских мастеров пока не пришло, но я думаю, что по айкидо и каратэ мы можем найти в России специалистов не хуже, а по дзюдо даже и лучше, поскольку россияне являются олимпийскими чемпионами в этом виде спорта. Из китайских видов единоборств будут представлены оздоровительное направление тайцзицюань, а также саньда, которые будет вести мастер Чэнь.

Становясь выпускниками нашей школы, воспитанники, кроме обычного аттестата о среднем образовании, будут иметь еще и сертификат Академии о том, что в восточных единоборствах они уже стали профессионалами. Академия — это то, к чему я постоянно стремился, это воплощение моих давних планов».

Беседу с Вячеславом Цоем вел Константин Битюков

Hosted by uCoz